Подборки

Как создаются бестселлеры, которые не отпускают до последней страницы

28 книг
Елена Кречман

Ночь прошла, встало солнце, а вы еще не ложились, потому что книга не отпускает – знакомый симптом для каждого, кто когда-либо читал знаменитые бестселлеры.

Но почему мы не можем отложить историю? Она держит в напряжении и заставляет идти до самого конца. Что это: случайное попадание в запросы аудитории или намеренный замысел автора?

В статье разберем, из чего же сделаны популярные книги и почему они годами волнуют сердца самых разных читателей.

Приемы, которые используются при создании популярных книг

Существует термин page-turner, что буквально означает «настолько захватывающая книга, что ее хочется прочитать как можно быстрее». Это книга, которая буквально заставляет перелистывать страницы. И конечно, писатели при создании таких книг не полагаются исключительно на вдохновение. Они намеренно используют различные приемы для того, чтобы удерживать внимание читателя. Разберем их на примере известных бестселлеров.

Дэн Симмонс, «Террор»

В этом хтоническом романе Симмонс пошел ва-банк. Он взял за основу реальную историю затерявшейся во льдах экспедиции, что уже само по себе интересно. Команда смелых мужчин борется с ледяными ужасами, ломающими зубы, и вроде бы никакой тайны нет – уже знаем, что никто не выжил, но ничего. Будто бы членам экспедиции мало съедающей тело цинги и тотальных обморожений, им по велению автора приходится также сражаться и с загадочной полярной тварью. А вот это уже интересно!

Каждая глава раскрывает того или иного персонажа. Именно этот прием делает огромный многостраничный том столь интересным. Мы не успеваем заскучать, так как наше внимание постоянно плавно переключают по ходу сюжета на разные точки изображения, что позволяет себя почувствовать полноправным участником ужасного действа.

И все-таки это весьма приятно: посреди теплого весеннего дня ежиться от режущего арктического ветра, дующего прямо с электронных страниц книги...

Алекс Михаэлидес, «Безмолвный пациент»

«Безмолвный» триллер взорвал в свое время всех и вся, что вполне понятно: нужный набор элементов жанра присутствует в полном объеме. Главная загадка: почему молчит Алисия – художница, которая вроде как жестоко убила своего мужа? Автор намеренно помещает молчаливую героиню в центр, раскрывая ее характер и жизнь через флешбэки, а вокруг нее закольцовывает саму историю, которую нам преподносит явно ненадежный рассказчик.

Виртуозный писатель постепенно дает внимательному читателю подсказки и расставляет крючки, позволяющие понять: явно что-то идет не так. Но в его задачу входит до самого финала не раскрывать все свои карты.

В триллерах часто используется прием настоящего и прошлого. Герой расследует события настоящего, и попутно мы погружаемся в прошлое персонажей. Это не дает заскучать и создает иллюзию того, что мы постепенно узнаем о героях все, что хотим узнать, хотя на самом деле знаем только то, что показывает нам автор.

Делия Оуэнс, «Там, где раки поют»

На первый взгляд вполне понятная и простая история современного Маугли. Девочка растет на американских болотах и не особо стремится к общению с людьми.

Делия Оуэнс не торопится усложнять историю, но при этом умело смешивает драму столкновения природного и городского с детективной историей.

Когда главного красавца города находят мертвым на болотах, многие думают, что виновата «болотная девчонка». Дело даже доходит до суда...

Нам может показаться, что все будет как обычно. Мы уже много читали подобных историй, поэтому есть определенные ожидания, но здесь, как и в «Твин Пиксе», совы совсем не то, чем кажутся. Книга становится знаковой для многих, когда она ломает шаблоны, и это именно такой случай.

Автор умело позволяет нам усомниться в том, что наше мнение верное, поэтому хочется дочитать до конца, чтобы убедиться – финал действительно непредсказуем.Ну и конечно, еще одна авторская фишка – мастерское описание болотной экосистемы, что не странно, так как писательница – биолог.

Яна Вагнер, «Вонгозеро»

Яну все чаще называют русским Кингом, и это справедливо в том, что ей удалось создать текст об эпидемии, который еще до всяких коронавирусов читался чересчур реалистично.

Героиня – простая женщина, не слишком успешная в семейной жизни, да и вообще нигде особо не успешная. Таких непримечательных женщин много. Да и люди ее окружают ничем не примечательные, обычные. Зато обстоятельства, в которые они попадают, – самые экстраординарные. Люди вокруг погибают от загадочной болезни, и нужно что-то делать. Герои решают поехать на озеро в Карелии, уединиться на природе от безумия заболевания. Это классическое роуд-муви, в котором главный вопрос – доберутся ли они до места назначения?

Вроде ничего нового, но сам постсоветский антураж и наши ежедневные реалии заставляют читать страницу за страницей. При этом постоянно ловишь себя на предательской мысли: «На его месте мог бы быть я». Брррр.

И я уверена, что Яна делала все это абсолютно намеренно, ей хотелось, чтобы читатель ощутил себя полноправным участником повествования именно через вот эту бытовуху с выяснением отношений и извечными дилеммами: кому жить, а кому умирать.

Джордж Мартин, «Игра престолов»

Джордж Мартин навечно застолбил себе место в мировом фэнтези тем, что просто взял все жанры, какие мог, затем взболтал, но не перемешивал их по своему вкусу. Формально это исторический роман, но нет – дело происходит в выдуманном, фантастическом мире.

Семейная драма, кровавый экшн, леденящий хоррор и даже жаркая эротика – все варится в огромном котле «Игры престолов».

Главная особенность, которую никто не позволял себе до Джорджа Мартина в эпическом фэнтези, – умерщвлять главных героев по ходу повествования направо и налево. Это мощный крючок для читателя, который заставляет перелистывать страницы, чтобы хотя бы узнать: выживет любимый персонаж или нет.

Стивен Кинг, «Чужак»

Слишком очевидно, что Стивен Кинг – непревзойденный мастер бестселлеров на все времена. Но почему его книги настолько затягивают и заставляют не только читать, но и перечитывать их?

На самом деле ничего таинственного здесь нет. Он никогда не стеснялся писать просто, ясно, быть максимально понятным читателю и за счет этого стать ему самым близким другом.

В «Чужаке» главная героиня – довольно обыкновенная и даже где-то трусливая женщина со своими расстройствами, совсем никакая не супергерл. Поэтому очень интересно смотреть за тем, как она справляется с потусторонним ужасом, постепенно набирающим силы. Из книг Кинга мы уже знаем, что зло всех мастей просто обожает маленькие американские городки, поэтому и бороться с ним приходится самым простым людям, которые так же, как и все мы, пьют газировку и мучаются на занудной работе. А потом вдруг идут и убивают потустороннюю тварь, не забывая при этом орать и проявлять недюжинную выдержку одновременно.

Мариам Петросян, «Дом, в котором...»

Эта книга получилась столь завораживающей благодаря особой атмосфере, и это тот случай, когда писательница работала для себя, но попала в подсознание многих.

Хорошая книга получается, когда автор очень любит свою историю и героев. Сначала нужно полюбить их самому и представить наилучшим образом, потом полюбят другие. Так и случилось. Мариам Петросян писала книгу долго, а затем довольно долго дописывала. Но, несмотря на пробелы в истории и мотивациях, история крепко берет за душу и не отпускает до самого конца.

В этой книге главный прием – огромная любовь автора к персонажам. Она бережно прислушивается к их желаниям и признается, что не все из них открылись ей полностью. Это тот случай, когда не писатель навязывает свою волю героям, а скорее, они ведут ее за собой. При этом в тексте умело сочетаются прошлое и будущее, и Мариам четко дозирует, сколько, когда и что мы узнаем о прошлом странного, но очень атмосферного дома. У читателя появляется ощущение загадки, которую очень хочется разгадать...

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Булгаков один из немногих писателей двадцатого века, который умел создавать потрясающие истории. В «Мастере и Маргарите» удачно все: как сама канва с приключениями потусторонней силы в московских реалиях, так и «книга в книге» про Га Ноцри, который несомненно списан с Иисуса Христа. Это заставляет нас задуматься, что хотел сказать автор, и дочитать до конца, чтобы понять, в какой же точке сойдутся две вроде бы совершенно разные истории.

Необычные и яркие персонажи, пронзительная история любви, демонические приключения и текст, который уже давно растащили на цитаты, – говорят, романом зачитывался даже Сталин.

Ну и конечно, это было абсолютно свежо – наделить дьявольскую силу не только словами, но и неотразимой харизмой, а также совершенно нетипичными качествами, например сочувствием к другим. Очевидно, что Булгаков писал не просто по наитию, он отлично понимал, что делает, и мастерски выписывал сцены на грани добра и зла (добропорядочная москвичка летит голая на сатанинский бал), которые в итоге и сделали роман неувядающей классикой.

Котаро Исака, «Поезд убийц»

Это тот случай, когда автор сразу скачет с места в карьер. Он задает особый темп, быстрыми мазками обозначая персонажей: их боли, интересы и проблемы, и при этом не дает нам, читателям, никакой передышки. Мы движемся быстро вместе с героями, и кажется, что это в нашей руке трясется пистолет с накрученным глушителем.

Именно эффект полного погружения в криминальный, но все-таки такой человеческий мир с понятными проблемами и делает историю столь близкой. Уже с первых страниц понятно, что ты не сможешь так просто взять и выйти из японского поезда – придется доехать до конца.

Здесь также используется известный прием: хочешь заставить человека читать дальше? Подгоняй его. А также показывай одно и то же событие с разных сторон, чтобы создать эффект полного погружения в картинку. Плюс ко всему делают свое дело сотни маленьких деталей: например, мы узнаем, что первый вагон экспресса всегда смотрит в сторону Токио.

Мосян Тунсю, «Благословение небожителей»

Китайское фэнтези стало суперпопулярным по многим причинам. Не последнюю роль сыграл и очень необычный, свежий антураж с богами, которым тоже не чужды человеческие слабости. Но главное – это новое прочтение старых мифов, которые, как известно, всегда отображают основные проблемы бытия.

Оказывается, людям приятно наблюдать за тем, как гораздо более возвышенные личности, обладающие суперспособностями и возможностями, мучаются не меньше нашего.

То есть вроде бы и картинка удивительная и не похожая ни на что, но на самом деле – все те же понятные трудности и конфликты.

На писательских курсах никогда не забывают объяснять: о каком бы фантастическом мире вы не писали – всегда создавайте его в рамках законов этого мира. Любовь и смерть и на Луне любовь и смерть.

Ну и конечно, всегда важно держать интригу, умело балансируя между различными эмоциями читателя. У Мосян Тунсю получилось делать это на протяжении целых 6 томов. Осталось только снять перед ней шляпу.

Нора Сакавич, «Лисья нора»

В современной популярной литературе очень важно не затягивать с введением в повествование. На это просто нет времени – вдруг человек устанет и отложит книгу? Вот и Нора Сакавич не расписывает какие-то абстрактные вещи, а сразу вводит главного героя через действие, успевая уже в первой главе нарисовать его основные трудности и конфликты. Читатель считывает образ: ага, это проблемный парень с очень сложным прошлым и скелетами в шкафу. При этом писательница умело заставляет нас сопереживать этому еще почти незнакомому персонажу, и поэтому мы сразу оказываемся на крючке. Добавьте ко всему перечисленному выдуманный спорт, соперничество, появление старого знакомого, который не узнает главного героя, – все это затягивает нас в омут «читать пока не дочитаю».

Потому что Нора дает понять: дальше будет больше – и умело нагнетает интригу.

Все симптомы суперпопулярной книги на месте.

Читайте и слушайте все книги из статьи👇

Похожие статьи