Истории

Вы этого не знали: 8 фактов о работе судмедэксперта

32 книги

Восемь любопытных фактов из мира судмедэкспертизы

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла новая книга Алексея Решетуна «Доказательство по телу». В ней автор бестселлера «Вскрытие покажет» и практикующий судебно-медицинский эксперт с присущей ему легкостью и человечностью рассказывает о неизвестной стороне своей работы. Что значит «снять побои»? Почему судмедэксперт – это экстремальная профессия? Как заключение этого специалиста помогает в раскрытии преступлений? Вместе с издательством мы собрали в этой статье восемь любопытных фактов из мира судмедэкспертизы, о которых вы, скорее всего, не знали.

🎁Оформить первый месяц подписки за 0₽

🔥По промокоду journal50 дарим скидку 50 % на тысячи бестселлеров! (действует только для новых пользователей)

С кем работает судмедэксперт

Многие даже не догадываются о том, что обследовать тело погибшего и пострадавшего в драке, но выжившего, может один и тот же человек.

Профессия судмедэксперта шире профессии танатолога. Он обладает объемными и глубокими знаниями в медицинских и немедицинских специальностях. Например, один день работает в морге, где дает заключение, как давно и отчего умер пострадавший. В другой занимается документацией для предоставления в суд. В третий принимает живых пациентов, которым требуется его заключение. Такая смена рода деятельности позволяет не погрузиться в рутину, физически отдохнуть от вскрытий и избежать застоя в мозгах.

Где принимает судмедэксперт

У судмедэксперта есть два рабочих места – морг и кабинет. В мегаполисах судебно-медицинская амбулатория может располагаться в другом районе города, но чаще они находятся в одном здании и по соседству друг с другом. В этом случае потоки живых и мертвых пересекаются: пострадавшие заходят в здание под звуки похоронного марша и рыдания родственников.

Но проводить освидетельствование можно и за пределами государственного судебно-экспертного учреждения, когда нет возможности доставить человека во врачебный кабинет: пострадавший находится в тяжелом состоянии, прикован к постели, не может покинуть стационар или находится в местах лишения свободы. Теоретически экспертиза может быть проведена где угодно, если на то есть причины.

Как выглядит осмотр

Прием пострадавших обычно проводится в определенные дни, по расписанию и требует специального документа – постановления или направления, выданного сотрудником правоохранительных органов.

Перед началом осмотра эксперт обязан лично проверить паспорт или другой документ с фотографией страдающего лица, чтобы убедиться, что освидетельствование проходит не подставной человек. Затем он проводит опрос и осмотр.

Помещения для приема напоминают больничные кабинеты, но отличаются изолированностью и большей площадью, поскольку освидетельствование часто сопровождается обнажением пациента и требует многочисленного оборудования: гинекологического кресла, ширмы, инструментов, света.

Почему судмедэксперту нужно быть психологом...

Если необходимость осмотра очевидна для пострадавшего, то отвечать на вопросы готовы не все. Человек, физически и морально униженный, часто испытывающий боль, не всегда настроен на беседу. Приходится терпеливо спрашивать одно и то же, чтобы выяснить подробности случившегося. Это позволит сделать правильные выводы и максимально точно ответить на вопросы следователя.

Эксперт подробно фиксирует обстоятельства и причины повреждений. Так же как следователь на допросе, он записывает информацию исключительно со слов пострадавшего, не изменяя лексики и выражений, даже если рассказы пострадавших достойны пера писателя-фантаста. «За редким исключением все люди думают, что чем страшнее и живописнее будет их рассказ, тем более тяжелой степени будет вред здоровью и тем острее будет меч правосудия, занесенный над обидчиком». Спойлер: это не так.

...и детективом

Во время приема судмедэксперту необходимо сопоставить картину, которую нарисовал пострадавший при опросе, с фактическими поврежденииями. В случае работы с тем, кто уже перестал дышать, установить давность причинения повреждений помогает гистологическое исследование. При освидетельствовании живого лица основную роль играет визуальный осмотр.

Что ищет эксперт? Любые повреждения – нарушение целостности органов, тканей либо их функций. Чаще всего это механические повреждения: раны, переломы и прочие неприятные вещи. Во время осмотра эксперт их обнаруживает, фиксирует и описывает. Такое визуальное наблюдение легко покажет, сказал человек правду или предпочел умолчать о некоторых деталях. Результаты осмотра будут использованы в судебном разбирательстве, когда переломы и раны заживут, а сторонам защиты и обвинения потребуется обратиться к доказательствам.

Так как перепроверить повреждения на момент суда, скорее всего, будет невозможно, судмедэксперт обязан убедиться в верности своих выводов и побыть детективом. Ведь очень много людей пытаются симулировать нужные им симптомы, дабы сгустить краски происшествия. Например, имитируют сотрясение головного мозга с целью получить более тяжкую степень вреда здоровью.

Симуляцию «разгадать» нельзя, ее нужно доказать. Для этого проводится длительное обследование человека с привлечением специалистов разных медицинских специальностей. Но заподозрить обман профессионал может буквально сразу: симулянты всегда изображают не болезнь в целом, а отдельные ее симптомы. Например, вы знали, что с повышением температуры тела увеличивается частота сердечных сокращений и просто нагреть градусник под лампой – не сработает? На каждый подобный симптом у экспертов есть тесты, методику которых они тщательно охраняют.

Зачем нужен осмотр

Люди справедливо задаются вопросом: зачем нужен осмотр, если с момента травмы прошло много времени? На деле осмотр полезен даже спустя годы. Зажившая рана, ссадина и кровоподтек оставляют после себя характерные следы, невидимые для простого человека, но очевидные для специалиста.

О многом расскажут рубец, пигментация, истончение или шелушение кожи на месте бывших повреждений. Однажды, рассказывает Решетун, судмедэкспертам удалось доказать избиение ребенка армейским ремнем с уникальным дефектом на пряжке по отпечатку, который сохранился на коже спустя много лет.

Как определяется тяжесть повреждений

Некоторые повреждения не причиняют вреда здоровью. Чаще всего судмедэксперты в амбулаториях сталкиваются именно с такими случаями: повреждение есть, а вреда здоровью нет.

При определении степени тяжести вреда эксперт не занимается самоуправством. Ее нельзя определить исходя из субъективных ощущений, чувства жалости и справедливости. Судмедэксперт ориентируется на регламенты, инструкции, законы, правила, которые фиксируют критерии легкой, средней и тяжелой степени причинения вреда.

Повреждения, не влекущие ущерба здоровью, часто требуют помощи, но не нуждаются в медицинском лечении. Человек, испытывая невыносимые моральные страдания, может быть разочарован и обижен такой формулировкой: «не влечет вред здоровью». Но это вовсе не означает отсутствие ответственности преступника. Юридически виновника можно привлечь за хулиганство, истязания и побои.

Почему это «экстремальная» работа

Каждый день специалист общается с пострадавшими и с представителями правоохранительных органов. Иногда выступает в суде и должен быть готов к тому, что его заключение может не устроить одну из сторон процесса. Несогласные участники разбирательства могут попытаться оспорить заключение или захотеть «разобраться», используя в качестве аргумента топор. Или пострадавшие, находясь в крайне возбужденном состоянии, начинают агрессивно спорить и обвинять эксперта в предвзятости за «неверное» заключение. Тогда в целях безопасности приходится вызывать полицейских и проводить дальнейшее освидетельствование в их присутствии. Агрессивные конфликты происходят редко, признается Алексей Решетун, но их вероятность при работе с живыми людьми выше, чем при работе с мертвыми. Особо интересными случаями из практики и другими подробностями деятельности судмедэксперта в амбулатории автор делится в своей новой книге «Доказательство по телу».

Читайте и слушайте лучшие книги о судмедэкспертизе 👇

Похожие статьи